Шалагина Галина Владимировна о бультерьерах
О бультерьерах
Бультерьер — веселый, великолепно вылепленный, упругий, как мячик, яркий, как блеск солнца на воде. Самый горячий и ласковый на свете. Нимб над твоей головой сдвинут залихватски чуточку набок. Маленькая горгулья, обладающая могучим интеллектом и колоссальными возможностями. Главное предназначение бультерьера — собака-компаньон.
Средние размеры, жизнелюбие, удивительная контактность, физическая сила в отточенных формах, импозантная, никого не напоминающая внешность: пусть не с первого взгляда, но увидев его живые и пытливые глаза, вы ощутите, что за этими узкими прорезями кроется незаурядное существо.
Буль оригинален во всех своих проявления: и позами, и мимикой, и упрямством. Фееричность, как смесь ласкового щенка и гремучника, мне будет импонировать всегда, красотой, прежде всего, внутренней. Что же касается «фасада», то Буль — это Щелкунчик и в него надо влюбиться. Только тогда он превращается в сказочного принца, задев при этом самые тонкие душевные струны. У кого они есть.
Девиз натуры бультерьера: «Если ударило, не остановить, если не ударило, не заставить». Таких собак надо по-настоящему любить!
Единственный изъян — открытость, доверчивость ко всем людям и в этом причина множества трагедий. При всей своей жизнестойкости, бультерьер меркнет в руках придурковатого хозяина. Не может он жить в среде низкого интеллектуального уровня, там, где развивается рабская покорность.
Об истории породы в России
Стоит помнить, какой бешеный и нездоровый интерес был проявлен к породе, на её первых шагах в России. Тогда не успевали завозить щенков из-за рубежа и началось «русское» размножение. Спрос намного превышал предложение — тогда был нанесен колоссальный по своим масштабам урон породе как таковой: вязались все представители, невзирая на качества как экстерьера, так и психики. Результаты не заставили себя долго ждать: появились собаки с нарушенными функциями нервной системы, неправильно воспитанные, неуправляемые и непредсказуемые — став явной обузой для своих владельцев, людей, впервые столкнувшихся с подобным. Отсюда и лавина отторжения обществом, притча во языцах — бультерьер. Люди забыли, а кто и не знал, что порода, на своей исторической родине, в Англии, формировалась постепенно: наравне с выносливостью вырабатывалось доброе отношение к человеку. В течение 100 лет кропотливо и с любовью порода шлифовалась, как алмаз. Российский менталитет стал камнем преткновения за какие-то 10 лет. Произошёл распад на несколько основных категорий людей, так или иначе приобщенных к породе.
Первые — это люди, которые уже поняли, что это уже не коммерческая порода. Выжаты все соки, сняты сливки. Популярность давно прошла.
Вторые — случайные попутчики. Разочаровавшись и так и не поняв, в чем прелесть и очарование породы. Их первый и последний бультерьер был испорчен (редко кто осознавал кем или чем именно). Избавление от собаки было естественным продолжением — отмахнуться и забыть. В общем, схватив ношу не по себе, пеняют на ношу.
Следующая категория — наблюдатели. У них никогда не было бультерьера и может никогда не быть. Они, как им кажется, правильно информированы о породе. Их мнение зачастую противоречиво. Они с удовольствием бы приобрели буля, если бы это не было связано с определенными жертвами материального или морального плана. При встрече с чужой собакой они полны восторга, но вскоре их пыл остывает, и эмоции уходят на задний план. Иногда правда они звонят по объявлениям о продаже щенков бультерьера, досконально интересуясь щенками и даже горя желанием приобрести щенка, берут адрес и больше не звонят никогда, чем приводят в недоумение заводчиков.
Самая многочисленная — группа ненавистников, в основном, от страха. Начитавшись и наслушавшись всякой ахинеи, верны своим предрассудкам до конца, изливая поток нелепых высказываний и оскорблений. Бессознательно запутавшиеся полные невежды, громко высказывают свои антипатии вслед человеку с бультерьером, показывая пальцем. Бескультурно и откровенно по-хамски. Не анализируя неадекватную ситуацию в каждом конкретном случае в поведении или реакции собаки, не освещая, кто и как был ее владелец (а это, как правило, представители особых слоев населения, не обремененных интеллектом и чувством ответственности), тавро, как зверю, прижгли всем без исключения. И голос почитателей было просто не услышать за потоком невежественных, а порой и просто абсурдных высказываний и оскорблений.
Сейчас даже ребенок знает, что бультерьер — «плохая» собака, отношение к нему со стороны обывателя резко перешло в своего рода психоз.
Давно пора бы успокоиться — сейчас буля берут в свой дом только истинные любители, готовые сами защищать своих собак от нападок. Они-то и есть истинное украшение племени собаководов. Любят, учатся на ошибках, пренебрегая трудностями. Они никогда не облегчат себе жизнь, бросив собаку на произвол судьбы. Всегда будут гордится ею на выставках, трепетать над ее потомством, причем часто над довольно уже взрослым. А после ее естественной смерти или не дай бог трагической гибели, оплакивая всей семьей и так и не найдя ни минуты покоя, принесут в свой дом в точь такого же маленького ратника. Именно благодаря им, порода еще существует в России, и будет существовать всегда. Они защитники ее достоинства, ее будущее. Именно от них зависит, будут ли в дальнейшем у породы такие почитатели.
Справедливости ради, надо сказать, что встречаются люди, которых нетрудно убедить в доброжелательности бультерьера. Стоит только такому человеку минуту-другую пообщаться с собакой, погладить, угостить чем-то вкусненьким, его мнение меняется и очень резко - в пользу бультерьера. Удивительное открытие, метаморфоза забавная и поучительная. Пусть он и не возьмет себе бультерьера никогда, но он будет на его стороне, ведь даже мимолетное общение с такой собакой оставляет надолго след в душе.
Я призываю всех владельцев бультерьеров — не давайте лишнего повода к недовольству вашей собакой окружающих. Будьте корректны, уважайте чужое мнение. Пусть чувство ответственности за своего бультерьера будет у вас гипертрофированным. Помните, что у вас особая собака, не входящая в рамки всеобщего понимания, как чисто внешне, так и по существу. По вам и по вашей собаке будут судить о породе в целом.
Я очень хочу верить, что худшие времена у любимой породы позади. Существенный спад в размножении пошел только на пользу бультерьеру. Ему не нужна дешевая популярность, но пусть выпадет на его долю редкая и настоящая любовь просто хорошего человека.
О поведении и особенностях бультерьеров
Резкое отличие от других пород сопутствует бультерьеру во всем. Начиная от внешности, характера и интеллекта, кончая мимикой и жестом. Например, на прогулке. Гуляя на поводке, любой воспитанный пес идет строго рядом у левой ноги своего владельца. Буль не исключение, он тоже топает, иногда очень долго. Но почувствовав вдруг «интересный запах», круто меняет направление, зачастую просто наперерез ногам и направлению хозяина. Человек опытный, да еще благодаря такой собаке, реакцию имеет отличную. А если нет, тем хуже: в лучшем случае, просто спотыкается, чертыхаясь. Морда буля при этом невозмутима, мол, нечего путаться у меня под лапами, он давно уже понюхал то, что нужно, и с нетерпением ждет, когда вы распутаете поводок, чтобы идти дальше. Ему эта заминка тоже не нравится. Удостоверившись, что вы достаточно развлеклись, он ведет вас дальше гулять.
Многие «булисты», выращивая щенка, удивляются, да что там, поражаются, какие позы может принимать их питомец. На полу, или еще лучше, в кресле или на диване, буль садится, как человек. Ощущение такое, что задние лапы в этом процессе не участвуют, только попа. Всей массой собака садится, широко расставив лапы, при этом опираясь спиной на валик кресла. Поза настолько непринужденная и естественная, что непривычки свидетеля такого зрелища берет оторопь и разбирает смех. Надо сказать, что это не единственное «шоу тела», которое проделывает бультерьер. Стоит видеть, как они порой спят на спине, прижав к груди передние лапы, задние же торчат в воздухе или укладываются на какой-нибудь «вспомогательный» предмет. При этом чуть приоткрытые губы вытягиваются в подобие улыбки, видимо, способствуя крепкому и здоровому сну. При этом храпят во сне, как поросята, приходится переворачивать на бок. Да, Буль своеобразен даже в этом.
Как известно, в мире нет ничего совершенного, и это к лучшему, иначе жить было бы просто скучно. Вот некоторые советы владельцам бультерьера:
- Надо уметь прощать ему детские козни, например, нанесение смертельных ран: домашним тапочкам или мягкой мебели (не оставляйте его надолго одного, натура страстная, может увлечься).
- Надо суметь разглядеть в хулиганских выходках нрав лукавого нахального Сатира с его элегантными позами.
- Носясь, как курица с отрезанной головой, ему плевать, что вы треплете себе нервы. И что дома вас ждут гости, которые недоумевают: «почему прогулка на пять минут так затянулась?».
- Надо помнить, что силу, даже 30-килограммовому кобелю, девать некуда. И что когда он прыгает на хозяина, проявляя свою любовь, тот просто падает навзничь (не поощряйте подобную разминку, превращая её в удовольствие для него, еще в щенячьем возрасте).
- Надо выражать восторг когда, к примеру, буль старается, пыхтя притаскивает «апорт» — дубину и роняет её на вашу ногу.
- Надо умиляться, если бультерьер знает хотя бы две команды: «лежать!» и «лежать, я кому сказал!!!»
И так далее, можно перечислять до бесконечности. Ведь буль разнообразит вашу жизнь столь неожиданно и в самый неподходящий момент, например, накануне выставки. Или, чтобы быть уж совсем оригинальным, не предупредив и не кашлянув ни разу заранее, свалится как подкошенный в день вашего отъезда в отпуск.
Надо сказать, что були, как пациенты, зачастую очень забавны. Если инстинкт подсказывает им, что болезнь не угрожает их здоровью — они ведут себя как капризные дети, которым не дали сладкого. Они в большинстве своем боятся уколов и при виде шприца очень переживают, ища утешения в шкафу. Хотя серьезные раны, полученные в потасовке, позволяют обрабатывать с полным смирением и стойкостью.
По материалам статей Шалагиной Галины Владимировны
руководителя породы бультерьер, председателя клуба "Актион"
aktion-nsk.narod.ru